Обучение по направлению «сестринское дело» в Германии длится три года и осуществляется в государственно признанных школах по сестринскому уходу за пациентами. Как правило, это школы при больницах и находятся, в подавляющим большинстве случаев, на территории больницы. Теоретическое обучение осуществляется в школах, практическое — в больнице, к которой прикреплена школа. В некоторых городах (например, в Гамбурге) имеется, однако, централизованное образовательное учреждение, в котором осуществляется теоретическое обучение для всех больниц. Но такие школы в области сестринского ухода скорее редкость.

Финансирование школ при больницах осуществляется из взносов пациентов в больничные кассы, в которых пациенты застрахованы. Учащиеся являются одновренно сотрудниками больницы и получают заработную плату в период обучения, которая намного меньше чем зарплата квалифицированного среднего медперсонала, но значительно выше чем стипендия в наших медицинских училищах.

 

Пример заработной платы учащегося школы по сестринскому уходу (состояние на 2014 год):

  • первый год обучения 915,69 Евро

  • второй год обучения 977,07 Евро

  • третий год обучения 1078,38 Евро

Условия для зачисления в школу по уходу за пациентами

  • возраст от 17 лет
  • окончание гимназии (нем. Abitur) или окончание «реальной школы»*

* Система школьного образования в Германии отличается от российской школьной системы. Так после начальной школы (4 года) учащиеся в зависимости от способностей продолжают обучение в «главной школе» (нем. Hauptschule) (наиболее слабые ученики), в «реальной школе» (нем. Realschule) (ученики со средними результатами) либо в гимназии (наиболее способные ученики). Только после окончания гимназии ученик имеет право на поступление в университет.

  •  Российский аттестат о среднем общем образовании (11 классов) признается в Германии как окончание «реальной школы». Признается не автомотически, нужно посылать документы на подтверждение в соответствующую инстанцию.

  • Свидетельство о прохождении практики в больнице, доме престарелых или в амбулаторном уходе, длительность практики должна составлять от 2 до 4 недель. Даная практика должна дать представление будущему учащемуся медицинской школы о профессии, которую он собирается преобрести.

К слову о практике, ее вы должны организовать сами. Пройти практику можно в больнице, в школе при которой вы хотите учиться (идеальный вариант) либо в любой другой. Для этого вы пишите резюме с желанием пройти практику в больнице и отправляете его в отдел кадров по почте. Затем ждете ответа с приглашением прийти на собеседование, проходите практику, все. Да, практика вам не оплачивается, то есть за все 2 - 4 недели практики вы не получите ни цента.

 

Если вы решили учиться на медсестру, порядок действия такой:

  • определяетесь в какой школе вы хотели бы учиться,

  • собираете документы по списку:

- резюме в оригинале + фотография

 

- копия документа/ документов об образовании

 

- копия документа о прохождении практики, если таковой имеется

 

  • посылаете собранные документы по почте на адрес школы (можно послать документы сразу в несколько школ) и ждете ответа.

     

Школа ответит обязательно. Вариантов ответа, как понимаете, два:

 

отрицательный, отказ в приеме в школу с указанием причины, и

 

положительный — приглашение на собеседование. Форма проведения

 

собеседования отличается от школы к школе, оно может быть

 

индивидуальным или в группах с другими претендентами. После

 

собеседования школа решает взять вас или нет.

Обучение

Итак, Вас приняли в школу. Поздравляю. По почте вы получите договор на обучение сроком, соответственно, на три года.

 

Как я уже писала, обучение на медицинскую сестру длится 3 года. Обучения на базе полной и неполной средней школы с различным сроком обучения, как в России, там не существует.

 

Обучение состоит из сменяющих друг друга блоков теоретического обучения и практики. Длительность блоков различна, в среднем это 4 недели. За три года количество теоритеческих часов составляет 2100 плюс 2500 часов практики. Начинается обучение естественно с теоретического блока. Например, в школе по уходу за пациентами при больнице святого Йозефа в Висбадене первый теоретический блок является самым длинным и длится около 10 – 11 недель.

 

12 тематических разделов составляют всё содержание образования (согласно постановлению об образовании и экзаменах). Вот эти разделы:

  1. Распознать, осмыслить и оценить ситуации по уходу у пациентов всех возрастных групп.

  2. Выбрать, провести и проанализировать мероприятия по уходу за пациентами.

  3. Обеспечить поддержку, консультацию и инструктаж (пациентов и их родственников) в важных вопросах по уходу и сохранению/ достижению здоровья.

  4. Содействовать при разработке и внедрению реабилитационных программ и интегрировать разработанное в практический уход за пациентами.

  5. Исполнять действия по уходу индивидуально — направленно на личность пациента.

  6. Исполнять действия по уходу на основе научных познаний в сестринском уходе.

  7. Исполнять действия по уходу на основе критериев качества, правовых общих положений, а также экономических и экологических принципов.

  8. Содействовать при медицинской диагностике и лечении.

  9. Начать обеспечивающие сохранение жизни меры неотложной помощи до прихода врача.

  10. Развивать профессиональное самопонимание и учиться преодолевать трудности профессии.

  11. Способствовать повышению престижа профессии по уходу за пациентами в обществе.

  12. Работать в группах и коллективе.

Первые 6 месяцев являются испытательным сроком. Примерно в конце этого периода школа проводит экзаменационные испытания, по результам которых решается, может ли учащийся продолжать обучение или должен покинуть школу.

 

Примерно в середине обучения проводятся снова экзамены - промежуточные испытания. Учащиеся, получившие неудовлетриворительные оценки теперь уже не отчисляются. После окончания испытательного срока вступают в силу другие пункты трудового договора.

 

Ну и в конце обучения проводятся выпускные итоговые испытания, состоящие из трех частей: письменной, устной и практической. В документе об образовании, который выдается по окончании учебного заведения, будут стоять только три оценки (за соответственно письменную, устную и практическую часть экзамена).

Свидетельство о сдаче государственного экзамена
Свидетельство о сдаче государственного экзамена

Каникул как таковых не существует. Учащиеся получают отпуск как и другие сотрудники больницы. Например, в соответствии с «Нормативами для трудовых договоров в учреждениях немецкой благотворительной организации «Каритас»» (нем. AVR Caritas) с первого января 2015 года отпуск составляет 30 рабочих дней в году (до 1 января 2015 года 29 рабочих дней, до 1 января 2013 года 27 рабочих дней), что равняется 6 календарным неделям. Когда и сколько дней отпуска «за раз» получают учащиеся, решает школа.

 

Для наглядности приведу пример отпуска учящихся первого года обучения в школе по уходу за пациентами при больнице святого Йозефа в Висбадене (период с 1 октября 2012 по 30 сентября 2013 года):

 

19.12.12 – 02.01.13 6 дней отпуска (праздничные дни: 24, 25, 26 декабря – католическое Рождество, 31 декабря и 1 января – Новый Год);

01.03.13 1 день отпуска;

04.03.13 1 день отпуска;

22.03.13 1 день отпуска;

29.07.13 – 20.08.13 17 дней отпуска;

 

3 дня отпуска в остатке перешли на следующий учебный год.

Суббота и воскресенье, а также праздничные дни не считаются отпускными днями.

 

Что касается пропусков, то тут также есть определенные правила. Официально допустимое количество часов по пропускам не должно превышать 10 процентов от времени обучения. То есть, максимально допустимое время отсутствия составляет 210 часов (приблизительно 26 рабочих дней) во время теоретического обучения и 250 часов (приблизительно 32 рабочих дня) во время практического обучения. Пропуски допускаются только по болезни. С случае смерти ближайшего родственника положен только один свободный день, при этом работодателю абсолютно все равно, жил умерший ближайший родственник на соседней улице или на другом конце света, только один день (бабушки, дедушки, дяди и тети ближайшими родственниками не считаются). Иные семейные обстоятельства, как например, дни рождения, свадьба подруги, посещение врача «чтобы взять рецепт» или сдача экзамена на водительские права уважительными не считаются.

Правда, хочу отметить, очень удобным является то обстоятельство, что в первые три дня болезни не обязательно идти к врачу. Достаточно заполнить специальную форму заявления о том, что вы были больны. Болели ли вы в самом деле никто проверять не будет:-)

 

 

Если количество часов по пропускам превысит предельно допустимое, то вы не получите допуск к выпускным экзаменам, даже если это всего один час. Придется продолжать обучение дальше от 6 до 12 месяцев, только потом заветный экзамен.

Теоретическое обучение

Привычного разделения на предметы, как например, хирургия, терапия или анатомия вы здесь не найдете. Все содержания преподаваевого материала разбито на учебные разделы.

Учебные разделы построенны следующим образом:

 

Учебный раздел I: Основные задачи по уходу за пациентами.

Учебный раздел II: Ситуации во время обучения и профессиональной деятельности медсестры.

Учебный раздел III: Целевые группы, учреждения и типовые/ общие условия в работе по уходу за пациентами.

Учебный раздел IV: Уход за определенными группами пациентов*.

 

*Что здесь имеется в виду под группами пациентов? Пациенты могут быть разделены на группы по признаку общности заболевания, например, уход за пациентами с заболеваниями сердечно- сосудистой системы. Или, например, уход за пациентами после операций, или, например, уход за пациентами с болями. Вот такие различные группы могут быть.:-)

 

В период теоритеческих блоков нужно посещать школу с понедельника по пятницу. Суббота и воскресенье, а также праздничные дни являются выходными.
В школе по уходу за пациентами при больнице святого Йозефа в Висбадене занятия начинаютя в 7:45 и заканчиваются в 15:00. В пятницу занятия длятся часто только до 13 или 14 часов.

В течении всего времени обучения учащихся сопровождает их классный руководитель и преподает основную часть учебного материала во время теоретических блоков.

Пример расписания уроков в школе по уходу за пациентами при больнице святого Йозефа в Висбадене
Пример расписания уроков в школе по уходу за пациентами при больнице святого Йозефа в Висбадене

Практическое обучение

Здесь действуют другие правила нежели в теоритеческом блоке. В Германии у медсестер трехсменный график работы (смотри раздел «график работы медицинских сестер в Германии»). Учащиеся работают, как правило, только в «ранюю» и «позднюю» смену. Количество ночных смен, которые должен отработать каждый учащийся ограничены девятью.

Здесь действуют другие правила нежели в теоритеческом блоке.

В Германии у медсестер трехсменный график работы (смотри раздел «график работы медицинских сестер в Германии»). Учащиеся работают, как правило, только в «ранюю» и «позднюю» смену. Количество ночных смен, которые должен отработать каждый учащийся ограничены девятью.

Суббота, воскресенье и праздничные дни не являются автоматически выходными, если у вас практический блок. Старшая медсестра отделения, в котором для вас запланирована практика, составляет для вас график работы. Пятидневной рабочей недели во время практики также не ждите. Количество дней, которые придется отработать друг за другом без выходных, очень часто больше чем пять. Это могут быть и восемь, и двенадцать дней подряд.

 

За практическое обучение отвечает инструктор практических занятий (нем. Praxisanleiter). Подобную квалификацию имеют медицинские сестры, отучившиеся полгода на специальных курсах повышения квалификации и сдавшие экзамен по их окончании. Инструктор практических занятий работает в отделении точно также, как и другие медицинские сестры без подобной дополнительной квалификации, плюс, помимо этого, объясняет и показывает учащимся на практике особенности сестринской работы в своем отделении, дает им указания, оценивает их работу. Однако это не значит, что учащиеся работают в отделении исключительно только с инструкторами практических занятий. Часто занятость учащегося в отделении координируют обычные медицинские сестры, которые затем высказывают свое мнение о работе и личности учащегося инструктору практических занятий. На основе высказываний медицинских сестер отделения и своего собственного мнения инструктор составляет отзыв-характеристику на учащегося - практиканта за период прохождения практики.

 

Практическое обучение, должна быть обязательно пройдена в следующих отделениях:

  • В одном из терапевтических отделений (раздел внутренние болезни). Это может быть, например, гастроэнтерологическое или кардиологическое отделение,

  • Отделении эндоскопии,

  • Лаборатории для зондирования сердца,

  • Гериатрическом отделении.

  • Неврологическом отделении,

  • В одном из отделений, относящихся к разделу хирургия (отделении общей хирургии или хирургии несчастных случаев, ортопедии, сосудистой хирургии, колопроктологии, ЛОР - отделении),

  • В одном из отделений, где на лечении находятся дети (раздел педиатрия),

  • В отделении для новорожденных, рожениц и родильниц, включая практику в родовом отделении.

    Новорожденные дети находятся все время со своими мамами, потому отделения для новорожденных (в которых находятся дети с момента рождения до выписки их и мам из стационара) в больницах Германии не существует.

  • Детском отделении (раздел педиатрия)

  • Одном из отделений психиатрической больницы

  • Отделении паллиативной помощи

  • В амбулаторном уходе

Если больница не распологает всеми отделениями, являющими обязательными для практического обучения, то учащиеся проходят практику в других специализированных медицинских учреждениях. Это так называемая «сторонняя» или «внешняя» практика.

 

Вывод таков: чем больше больница, при которой происходит обучение, тем большим количеством узкоспециализированных отделений распологает она и тем меньше «внешней» практики учащиеся должны пройти соответственно.

Форма организации учебного процесса

Форма организации учебного процесса и методика преподования в школах по уходу за пациентами в Германии очень отличается от российских. Сессий и каникул после них здесь не бывает. Лекций и семинаров в привычном для нас смысле здесь также нет. Основной формой организации обучения в Германии является урок. Однако его компоненты выглядят несколько иначе чем в России. Каждый педагог строит свои уроки по-разному. Объяснение нового материала педагогом присутствует всегда. Однако домашния задания здесь, в основном, не задаются. Учащийся должен сам организовывать себя и свой учебный процесс. В процессе объяснения нового материала преподаватель может спрашивать мнения учащихся по тому или иному вопросу. Чем активнее высказывается учащийся, тем, соотвественно, лучше мнение о нем у преподавателя. Оценки же зарабатываются при написании контрольных работ и рефератов. Посему у большинства учащихся организация учебного процесса сводится к подготовке к очередной предстоящей контрольной работе, дату и темы которой сообщаются заранее, как минимум за месяц. Котрольных работ за перид обучения относительно не много, в среднем, по одной в каждом теоретическом блоке, в самом первом (если он длинный, и как например, в школе по сестринскому уходу при больнице святого Йозефа) их две. Однако объем материала, который нужно выучить только к одной контрольной работе достаточно большой.

Для закрепления нового, только что объясненного материала преподавателями очень часто используется в уроке такой компонент, как групповая работа. Класс разбивается на маленькие группки, скажем, по 4-5 человек, и каждая группка получает задание. На выполнение задания дается определенное время, по истечении которого каждая группка у доски презентирует классу свои итоги. Результаты групповой работы должны быть всегда визуализированны. Для этого, кроме обычной школьной доски, к услугам учащихся имеется флипчарт, сканер для презентаций, ноотбук, видеопроектор.

 

Приведу пример одного такого группового задания, которое выполняют учащиеся первого года обучения в школе по уходу за пациентами при больнице святого Йозефа.

 

Тема: «Порядок действий и оказание помощи пациенту во время приёма пищи». Класс должен разделиться на группы по 5 человек в каждой.

 

При выполнении данного задания нужно попытаться понять роль пациента и медсестры и записать важные пункты с перспективы обоих (медсестры и пациента). Выводы и результаты выполнения работы нужно записать на большом листе ватмана и рассказать о них перед классом.

 

Задания для групп:

Первая группа: Подготовление к приёму пищи:

  • Каким образом организовали бы Вы приём пищи для пациента? Что является здесь важным для Вас?

  • Какие пожелания пациента могут быть выполнены в больнице/ что Вы можете предложить пациенту?

  • Какая информация о Вашем пациенте необходима Вам как медсестре?

Вторая группа: Положение пациента в постели при приёме пищи:

  • Какое положение тела является для Вас оптимальным во время приёма пищи?

  • Какое положение тела могут предложить медсестры своим пациентам с различными проблемами при приеме пищи в постели?

     

Третья группа: помощь при приёме пищи:

Пациенту должна быть дана возможность самостоятельно принимать пищу:

  • Группа 3а: Подача пищи пациенту

    Какой должна обстановка/ окружение, чтобы пациенты с их различными проблемами по возможности могли бы самостоятельно принимать пищу?

    Какой должна быть обстановка, если пациента нужно кормить?

  • Группа 3б: Кормление пациента

    На что нужно обращать внимание при кормлении пациента, какую позицию должна занять медсестра при этом?

    При этом обратите внимание на различные проблемы у пациентов.

Четвертая группа: Помощь при питье

  • На что должна обращать внимание медсестра, если она подает пациенту напиток?

  • На что должна обращать внимание медсестра, если она поит пациента?

  • При этом обратите внимание на различные проблемы у пациентов.

Пятая группа: Приведение в порядок обстановки/ палаты после приема пациентом пищи и напитков, уборка посуды, приведение в порядок пациента (если у него, например, имеются остатки пищи на губах или лице, и он не может самостоятельно их удалить)

 

  • На что нужно обращать внимание при приведении в порядок обстановки в палате?

  • На что Вы должны обращать внимание, чтобы пациент после приёма пищи был хорошо ухожен?

  • Какие аспекты Вы будете отражать в медицинской документации?

Учебники

Большую часть учебников учебников учащиеся должны покупать себе сами. Учебники не дешевые, каждый стоит в среднем около 40 евро.

Приблизительный список учебников для обучения в школе по уходу за пациентами:

 

  • Thiemes Pflege Авторы: Susanne Schewior-Popp, Franz Sitzmann, Lothar Ullrich,

  • Biologie Anatomie Physiologie Автор: Nicole Menche

  • Pflege konkret Innere Midizin Авторы: Menche, Brandt

  • Pflege konkret Chirurgie Urologie Orthopädie Авторы: von zur Mühlen, Keller

  • Pflege konkret Gynäkologie Geburtshilfe Авторы: Kay Goerke, Christa Junginger

  • Arzneimittel in der Pflege Авторы: Egid Strehl, Werner Speckner 

Форма одежды

В период теоретического обучения не нужно одевать белый халат поверх обычной одежды как в российский медучилищах. Форма одежды свободная. Для практики одежду предоставляет больница. Принести нужно будет только подходящую для работы обувь.

О том, кто обучает в школах по уходу

Основную педагогическую деятельность в школах по уходу за больными осуществляют специалисты с высшим образованием с квалификацией «преподаватель для профессий по сестринскому уходу». Подобная квалификация является разновидностью высшего сестринского образования и является также достаточной, чтобы стать директором школы по уходу. Наряду со штатными преподавателями школы по уходу в школе преподают практикующие врачи а также специалисты со средним медицинским образованием. Все преподающие в медицинских школах именуются доцентами, так как в Германии в понятие доцент вкладыется несколько иное значение чем в России, - преподавание в среднем учебном заведении уже является достаточным, чтобы именоваться доцентом.

В России: «Доцент учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; учёное звание сотрудников научных учреждений; должность в высших учебных заведениях» (цитата из Википедии). 

Как выглядят школы по уходу за пациентами

Медицинские школы в Германии, как правило, очень маленькие в сравнении с российскими медицинскими училищами /колледжами. Это объясняется их принадлежностью больницам, а не государству. С одной стороны, больницы подготавливают специалистов, в первую очередь, для собственных нужд, с другой стороны, одна больница не с в состоянии содержать большое учебное заведение с большим количеством направлений обучения и, соответственно, бóльшим количеством учащихся в ней и большим преподавательским составом.

 

Так в Висбадене с количеством населения 280 тысяч человек вы найдете 3 медицинские школы при больницах, которые готовят медицинских сестер:

 

Это:

  1. Медицинская школа по уходу за пациентами при больнице святого Йозефа (нем. St. Josefs- Hospital) 

Направления обучения:

  • медицинская сестра, начало обучения дважды в год: первого марта и первого октября

  • операционная медицинская сестра, начало обучения ежегодно, дата начала обучения может варьировать. Школа предоставляет только договор на обучение, и больница, при которой находится школа — место для практики, для теоретического обучения учащиеся должны посещать другую школу.

  • помощница медицинской сестры, начало обучения ежегодно первого марта, продолжительность обучения один год.Школа предоставляет только договор на обучение, и больница, при которой находится школа — место для практики, для теоретического обучения учащиеся должны посещать другую школу

  1. Медицинская школа по уходу за пациентами при клиниках Гелиос Доктор Хорст Шмидт (нем. HELIOS Dr. Horst-Schmidt Kliniken (HSK))

     

    Направления обучения:

  • медицинская сестра по уходу за пациентами, начало обучения дважды в год — первого апреля и первого октября

  • медицинская сестра по уходу за детьми, начало обучения один раз в полтора года — первого апреля или первого октября

  • акушерка/ акушер, начало обучения один раз в три года — первого октября

  • операционная медицинская сестра, начало обучения один раз в год — первого августа

  1. Образовательный центр для медицинских профессий (среднего звена) при клинике Асклепиос Паулинен (нем. Asklepios Paulinen).

     

    Направления обучения:

  • медицинская сестра по уходу за пациентами, начало обучения ежедно первого октября

  • медицинская сестра анестезии, школа проводит только теоретическое обучение по данной специальности, практическая часть обучения осуществляется не в клинике Асклепиос, к которой относится школа, а в других больницах.

  • операционная медицинская сестра, в школе при данной клинике проводится теоретическое обучение, практическое + подписание договора на обучение — в других клиниках, сотрудничающих с Асклепиос Паулинен

  • специалист по торговле и в области информационных технологий (нем. Informatikkaufmann) прикладная информатика в экономике, начало обучения ежегодно первого сентября

Обучение по другим медицинским специальностям среднего звена осуществляется также в маленьких школах при медицинских учреждениях, имеющих соответствующий профиль. Например, обучение на медицинскую сестру по уходу за пациентами пожилого и старческого возраста — при домах престарелых. Либо, если учреждение маленькое и может позволить себе, например, обучение только 2-3 учеников, как, например, практически все кабинеты врачей, - в самом учреждении (практическая часть обучения) и «сборной» профессиональной школе (теоретическая часть обучения), с которой учреждение заключает договор.